Новости СМП РСКГ

Межсезонное интервью с Дмитрием Брагиным

Туринг
Эпоха Брагина - по-другому первое десятилетие истории нашей серии и не назовешь. Девять титулов, в том числе шесть титулов чемпиона России в топовом классе SMP TCR Russia - к такой результативности и близко не подобрался никто из соперников. Как нетрудно догадаться, вопросы вроде «В чем секрет вашего успеха?» Дмитрию за это время задавали примерно восемь миллионов раз. Поэтому мы предпочли не затрагивать общих тем и сосредоточились на конкретике.
В прошлое межсезонье вы поменяли машину - с немолодой уже Audi на новую Leon Cupra. С самого начала целились на испанский хэтчбек - или рассматривали разные варианты?

Мы также рассматривали Audi. Я, в частности, пару лет назад смог опробовать такую машину на тестах в Сочи - после того как там прошел этап Кубка мира WTCR. В итоге все решила логистика. В тот момент, когда команда приняла окончательное решение о покупке нового автомобиля в принципе, заказывать RS3 LMS было поздновато - она не успела бы приехать в Россию к началу сезона.

А мы-то собирались до первого этапа чемпионата России проехать в качестве тренировки длинную гонку в рамках СМП РСКГ Эндуранс. Которую в итоге поехали на старой Audi - так как Leon приехал с опозданием, прямо накануне первого этапа чемпионата. Поэтому, кстати, первый этап собственно чемпионата России прошел для нас неидеально. Мы приехали в Сочи с автомобилем, не успев с ним толком познакомиться. А гоночный уик-энд вдобавок проходил в непростых погодных условиях - и мы не совсем поняли, в какую сторону идти по настройкам...
Насколько довольны машиной - считаете ли оправданным покупку именно Leon? Или, может быть, теперь предпочли бы другой автомобиль?

Оправдана на сто процентов - в том числе благодаря тому, что по BoP (balance of performance, системе выравнивания сил в рамках категории TCR) расклад по весу для Cupra был неплохим.

По ходу сезона Вы не раз говорили о большой разнице между современными машинами TCR и машинами первого поколения, на которых Вы и Ваши соперники выступали около десяти лет назад. В чем конкретно заключается эта разница?

У наиболее современных автомобилей гораздо больше регулировок - и каждая из них может заметно повлиять на управляемость, а с ней и на темп. К примеру, изначально на машинах TCR не было возможности менять точки крепления рычагов подвески к кузову. А на автомобилях последнего поколения это можно делать и с передними рычагами, и с задними - при этом сзади, к примеру, можно выбирать одну из четырех точек. Плюс многие регулировки сейчас осуществляются быстрее - и если со старыми машинами мы не успевали внести какие-то глобальные изменения даже в течение целого тестового дня, теперь их можно вносить чуть ли не на стартовой решетке...
По ходу какого из этапов Вы получали наибольшее удовольствие от управления своей машиной? На какой трассе она раскрылась лучше всего?

Наиболее кайфово было, наверное, на “Игоре”. Хотя по скорости на прямых Cupra отставала от Audi Павла Кальмановича, которая отличается от моей машины только аэродинамикой. Машина Павла тогда на прямой была быстрее моей - хотя я ехал без балласта, а на борту Audi было 40 лишних килограммов. Но несмотря на это, ощущения были прямо кайфовыми.

Тот этап запомнился ярким обгоном, когда на первом круге одной из гонок Вы смогли опередить сразу троих соперников. Тот маневр стал возможен благодаря ошибке кого-то из соперников - или Вы смогли задумать и осуществить нечто гениальное?

Вроде бы ни у кого не было серьезных ошибок. Просто была борьба, Лев Толкачев в этой борьбе защищал свою позицию от находившихся непосредственно за ним гонщиков - а я воспользовался сложившейся ситуацией. Отчасти мне помогла совершить тот маневр трасса - борьба проходила в бэнкинге на подъеме, который обеспечивает очень хороший упор. И в процессе обгона выяснилось, что этот участок можно проехать даже с чуть большей скоростью, чем казалось изначально на опыте тренировочных заездов.
Еще один запомнившийся момент - воскресная гонка на “Смоленском кольце”. Она проходила на подсыхающей трассе - и Вы были единственным, кто решился стартовать на сликах. После чего выиграли заезд, хотя начали его с последней позиции. Как думаете - почему ни один из соперников не решил сделать ставку на слики?

Насколько я помню, несколько пилотов - тот же Паша Кальманович и Рустам Фатхутдинов - изначально стояли на решетке на сликах и только в последний момент поменяли на дождевую. Там в чем сложность была. Низкая температура - чуть ли не 6 градусов, все выходные ходили в куртках и шапках, я даже двое штанов, помнится, надевал. Сыро. Плюс “Смоленское кольцо” - это всегда непонятная ситуация по прогнозу. Могут быть тучи, а дождь не пойдет - или наоборот, дождь не прогнозируется, но начнет лить.

Плюс тот уик-энд ведь был первым и единственным, когда мы ехали на незнакомом варианте шин (изначально были планы перевести на него SMP TCR Russia окончательно, но в итоге делать это передумали). Та резина была жестче привычной - и наверняка многие опасались, что она вообще не прогреется. То есть и шины жестче, и температура воздуха не предвещала того, что трасса будет сохнуть.
И, конечно, нельзя не вспомнить самую последнюю гонку, где три претендента на титул ехали друг за другом и каждый обгон менял расклады в борьбе за чемпионство. Вы провели решающий обгон за два круга финиша. До последнего верили в возможность взять титул - или в какой-то момент уже смирились, что чемпионом станет Иван Чубаров?

Нет, вообще об этом не думал - ехал и просто боролся за каждую позицию.
Что скажете о действиях Ивана в тот решающий момент? Было ошибкой оставить так много места на внутреннем радиусе - или в силу каких-то особенностей трассы или машины попытка наглухо закрыться тоже могла привести к потере позиции?

Скорее ошибка. Но не ошибка в пилотаже - скорее, он просто не ожидал, что я смогу залезть на внутренний радиус. Все-таки финишный поворот с доворотом в Грозном такой, можно сказать, опасный. Как-то раз, по ходу одной из длинных гонок, я в нем боролся с Алексеем Дудукало, довел дело до контакта, повредил подвеску - и пришлось в боксы заезжать, потеряли тогда на ремонте сорок минут. Так что, если там пойти в атаку недостаточно осторожно, можно дров наломать.

Последний вопрос связан с, пожалуй, главной темой сезона - появлением в чемпионате сразу нескольких быстрых молодых гонщиков. Помнится, после одной из гонок в Нижнем Вы восхищались способностью Александра Смоляра быстро ехать на тяжелой машине - причем делали это непривычно эмоционально. Как думаете - что помогло молодежи так быстро освоиться с новыми для себя машинами и выступать так уверенно?

Нас, гонщиков старшего поколения, называют опытными пилотами - но разве можно назвать неопытным того же Смоляра? Я не думаю, что у него опыта меньше, чем у меня - может быть, гонок в своей жизни он провел даже больше. Ведь среднестатистический европейский чемпионат младших формул - это в среднем около 20 гонок на сезон, а в картинге и вовсе космическое количество гонок, тренировок, тестов. То есть накат у них очень серьезный. И, я думаю, если умеешь управлять автомобилем, то нет большой разницы, о формуле идет речь или о кузове.