Новости СМП РСКГ

Интервью с Кириллом Ладыгиным

Туринг
Самый опытный пилот программы SMP Racing в этом году провел непростой сезон. Яркие эпизоды сменялись неприятными моментами, победы - сходами, внушительные порции зачетных баллов - «баранками». И без участия самого Кирилла в этом калейдоскопе было бы очень трудно разобраться.
Итак, в этом году ты вновь выступал в высшей лиге российского кольца - класс SMP TCR Russia в рамках СМП Российской серии кольцевых гонок. После двух подряд титулов нынешний сезон - второй подряд без чемпионства. Но в позапрошлом году ты приехал на финальный этап с небольшим отставанием от лидера, а в этом сезоне перед финалом уже не претендовал на титул. Случайность - или тенденция?

Многие наверняка уже подзабыли, как для меня начинался сезон. А начинался он неплохо: я стал 2-м в квалификации 1-го этапа (проходившего в Сочи), потом выиграл субботнюю гонку - дождевую, проходившую в сложных условиях. Причем до этого попал в аварию на тренировках - но машину успели восстановить, и на мою скорость эта авария никак не повлияла.

А на следующий день меня вынес Лев Толкачев - и с этого момента как-то все разладилось. То меня круговые уберут. То машина подведет - в Нижнем Новгороде лопнул выпускной коллектор и мотор потерял мощность...

Я не припомню других сезонов, когда у меня было такое количество сходов или неприятностей, которые заметно сказались на результате. С учетом их количества закончить сезон на 6-м месте - наверное, неплохой результат. Скорость была - но не хватало удачи и везения.
Какой из неприятных эпизодов был самым обидным?

Тот самый вылет в Сочи после контакта со Львом Толкачевым. Я ведь тогда стартовал с 10-го места, на первом круге прорвался на 5-е - и, конечно, обидно, когда после этого тебе прилетает в зад, ты улетаешь в стену и не можешь ничего с этим поделать.

Насколько сильно изменилась твоя боевая Lada Vesta в прошлое межсезонье - и требовалась ли адапатация к этим изменениям?

Одним из важных изменений стали новые передаточные числа в коробке. Машина благодаря им стала быстрее на прямых (хотя новая Audi оказалась еще быстрее). Из медленных поворотов выезжать тяжеловато - и на затычных трассах порой приходилось нелегко.

Были кое-какие изменения и по задней подвеске, после чего управляемость машины изменилась - и к этому потребовалось привыкать. Поведение машины стало более чувствительным, можно даже сказать нервным - выше стал риск ухода в сильный занос. Поэтому рулить приходилось особенно аккуратно. Но если все делалось правильно, машина ехала быстрее, чем год назад.
На каком из этапов, на какой из трасс машиной было приятнее всего управлять?

В целом она очень хорошо себя показывала на скоростных трассах. Но лучше всего, наверное, было в Сочи - после того как мы ее как следует обкатали на предсезонных тестах.
Кстати, что думаешь по поводу новой конфигурации Сочи?

Конечно, спортсменам больше нравятся длинные трассы с разнообразными поворотами. Когда круг короткий, быстро становится скучно.

Но, по большому счету, на любой машине можно ездить по любой трассе. Посмотрите, например, на DTM - там как раз стараются использовать недлинные трассы. В том числе ради зрителей - чтобы машины чаще мимо них проезжали. Плюс круговые чаще будут появляться перед лидерами, будет больше обгонов.

Конечно, надо будет посмотреть, как новая конфигурация Сочи будет выглядеть в реальности. Пока я бы не сказал, что новый вариант будет таким уж затычным - остаются достаточно скоростные повороты под вторую-третью передачи.
Возвращаясь к тому, как складывался сезон. Твой товарищ по команде Иван Чубаров, который проводил первый сезон на Lada Vesta, сохранял шансы на титул до самого финиша. Получается, если бы не все описанные выше твои неприятности, за титул боролись бы Чубаров и Ладыгин?

Думаю, что да, боролись бы. Что касается Вани, то он за этот год стал любимчиком команды - по крайней мере, по общению с инженерами у меня складывается именно такое ощущение. Сейчас в целом есть тенденция сделать ставку на молодых - плюс сам Ваня как-то нашел подход к команде. И конечно, это влияет на результат.

Впрочем, к своей бригаде у меня претензий нет. В частности, в прошлом году я снова работал с Евгением Сориным, который был моим инженером по ходу двух чемпионских сезонов в SMP TCR Russia. Возвращение Евгения было очень хорошей новостью - но был и нюанс.

В позапрошлом году Евгений работал с Егором Фокиным, который выступал на Vesta предыдущего поколения. Соответственно, о той машине Женя знал все - а с новым поколением автомобиля стал работать только в начале прошлого сезона. Полностью положиться на мой прошлогодний опыт мы тоже не могли, так как характер управляемости изменился. В результате нам не хватило времени на привыкание к машине - начали полноценно ее понимать только на последнем этапе. А окончательно поняли только перед воскресной гонкой. Так что, если будем и дальше работать таким составом, думаю, добьемся серьезного прогресса.
В прошлом году очень ярко показали себя другие пилоты SMP Racing - Владимир Атоев и Александр Смоляр. Оба впервые выступали в SMP TCR Russia и оба участвовали в сражении за чемпионство. Причем Александру не помешал это сделать даже пропуск этапа. Не думаешь ли ты, что в ближайшие годы бороться за титул в SMP TCR Russia смогут только пилоты, которые прошли классический путь - картинг, выступления в Европе, младшие формулы?

Думаю, что все познается в сравнении. Все помнят, что на первом этапе на Hyundai i30 N ехал Владимир Атоев - и вспомните его тогдашнюю скорость, он был впереди всех. Как только перед следующим этапом Вова поменял машину - все, оказался уже не так быстр. А Саша, сев за прежнюю машину Вовы, поехал быстро. Я думаю, что машина тоже сыграла важную роль. И если бы, допустим, все ехали на i30 N, расклад, возможно, был бы другим. Я не хочу сказать, что Саша медленный - его талант и скорость нельзя отрицать. Но и машина в его распоряжении была очень хорошая.
Что скажешь о развитии событий на финальном этапе? Последняя гонка, претенденты ведут очную борьбу, каждый обгон меняет ситуацию в турнирной таблице. За три круга до финиша Иван Чубаров едет на позиции, которая делает его чемпионом - но за два круга до финиша пропускает атаку 6-кратного чемпиона страны Дмитрия Брагина. И остается только вице-чемпионом.

Мне непонятно, как Ваня упустил чемпионство. Все было в его руках - достаточно было не пустить вперед Брагина. Последний этап, последняя гонка, последние круги - в таких условиях надо было пожестче бороться.
В этом сезоне ты и твои соперники боролись не только за первое, но и за последнее место. В классе было 10 пилотов, а в воскресной гонке с поула по правилам стартовал тот, кто показал 10-й результат в квалификации. И часто гонщик, который из-за большого веса машины не мог претендовать на хорошее время в квалификации, сознательно ехал так, чтобы стать последним. Болельщики относились к этому, скажем так, без восторга - а какова твоя позиция как гонщика?

Я бы сказал, что это интересно. Тоже борьба - пусть и своеобразная. Если же говорить с точки зрения спортсмена, то реверс - только часть истории. Так как надо убирать все гандикапы, все истории с довесами и ездить примерно как в Формуле 1: никаких “наказаний” для тех, кто быстрее. Но тогда есть риск, что гонку за гонкой будет выигрывать один и тот же человек. Поэтому есть такая система, которая помогает сделать шоу. Такая жизнь сейчас - нужно и шоуменом быть.
В конце года ты проехал одну гонку за рулем прототипа BR03. Какие остались впечатления - и нет ли желания чаще выходить на старт длинных гонок?

BR03 прекрасен тем, что аэродинамика у него серьезнее, что скорость выше - а я уже успел соскучиться и по перегрузкам, и по тому, как управляется машина с хорошим держаком. Да, скорости в сочинской гонке нам не хватало. Было принято решение использовать шины другой марки - не той, что стояла на машине на предыдущей гонке в Грозном. И под эту новую резину, по-хорошему, надо было полностью перенастраивать машину - на что времени не было. Поэтому ехали как ехали - но в итоге приехали четвертыми в абсолюте и третьими из экипажей на BR03, что я считаю достойным результатом.

По длинным гонкам я тоже соскучился - здесь же другой расклад и по тактике, и по скорости. Здесь все влияет, и надо рассчитывать и свои силы, и износ резины, и расход топлива… Для этого нужен опыт - которым я обладаю. И которым с удовольствием поделюсь им и с командой, и с другими нашими пилотами.